«Первый раз в первый класс» - очень ответственный момент как для ребёнка, так и для всей его семьи. И если маленький непоседа, просто в силу своего возраста, может не понимать, насколько серьёзно всё происходящее, то взрослые отлично знают: здесь находится стартовая черта для многолетнего образовательного марафона. И если не помочь ребёнку хорошо начать учёбы, то он вполне может оказаться в этом марафоне среди аутсайдеров.
6 или 7?
Пожалуй, первый вопрос который встаёт перед многими родителями: готов ребёнок в 6 лет сесть за школьную парту или ещё нет? Единого стандарта, который бы как-то регламентировал этот момент, попросту не существует: если на момент первого сентября ребёнку уже больше, чем 6.5 лет, в школе не могут отказать ему в поступлении. Из-за этого вместе нередко учатся ребята, которым всего 6, и уже почти восьмилетние первоклашки. Так как же лучше?
С одной стороны, практически каждый родитель хочет чуть-чуть продлить период беззаботного детства своего ребёнка, как можно дольше не отдавать его в школу, с её обязанностями, дисциплиной и неизменной ответственностью. С другой стороны, лишний год для подготовки к поступлению в университет – это тоже более чем неплохо.
На самом деле, ключевым моментом в обоих случаях являются индивидуальные особенности самого ребёнка, а не мнение его родителей. Готов ли малыш к таким кардинальным изменениям и смене нагрузки? Может быть, стоит ещё на год остаться в детском садике? Или наоборот: если ребёнок в шесть лет не по годам развит, стоит ли тормозить его прогресс?
Чтобы не ошибиться, Вы можете проконсультироваться с психологом. Это лучше всего сделать уже в марте-апреле, назначив повторный визит на июль.
Три аспекта готовности к школе
Оценивать, пора ли ребёнку за школьный стол, психологи предлагают по трём важным критериям: его психологической, интеллектуальной и социальной готовности.
В случае с психологической готовностью к началу обучения, от родителей зависит просто невероятно многое. Если Вы не сумеете дать ребёнку положительную установку на поступление в первый класс и учёбу, может возникнуть множество проблем. Да, взрослые тоже волнуются, ведь их ждут очень важные перемены в привычной жизни, но эта тревога не должна передаваться малышу.
Не критикуйте при нём школьное образование, не высказывайте страха – можно обсудить какие-то свои тревоги, но, опять же, подчёркивая уверенность в том, что всё будет хорошо. Транслируйте ребёнку только положительные эмоции, помогите ему, стрессов и без родительского беспокойства хватит.
Что касается интеллектуальной готовности ребёнка к учёбе, здесь речь идёт не только об умении читать по слогам и считать до десяти. Малыш должен уметь считать до ста (по крайней мере, знать все десятки до сотни), хорошо, если он справляется со сложением и вычитанием. Но и этого для того, чтобы смело сесть за детский рабочий стол, недостаточно – нужен широкий общий кругозор.
Первоклассник должен хорошо ориентироваться в месяцах года и днях недели, ему нужно знать своё полное имя и домашний адрес. Само собой, что об этом нужно задумываться за годы до поступления в школу, наверстать упущенное за пару месяцев будет невозможно. Читайте ребёнку детские книжки, занимайтесь с ним, ограничьте время на компьютерные игры и мультфильмы. Ведите с малышом беседы, спорьте о чём-то, рассказывайте интересные факты – стимулируйте и поощряйте выражение собственных мыслей и суждений.
Есть ещё один фактор, который показывает развитие интеллекта – его часто проверяют на вступительном экзамене в школу. Назовите ребёнку несколько предметов одной группы (например, стул, стол, шкаф) и попросите всё это назвать одним словом. Или попросите убрать лишнее.
Последним моментом является социальная готовность. У ребят, которые посещали детский сад, скорее всего, и с соседями за школьной партой проблем не возникнет – они привыкли к общению в коллективе, к контактам с другими детьми. Если же ребёнок до школы находился на домашнем обучении, могут возникнуть сложности, и простых советов из серии «слушайся учителей, не груби другим ребятам» для их разрешения не хватит. Постарайтесь исправить ситуацию хотя бы за полгода-год до первого сентября: запишите ребёнка в какой-нибудь кружок, отдайте в подготовительную группу, социализируйте его.
Подводя итог, нужно сказать, что подготовка малыша к учёбе в школе – это процесс очень ответственный и достаточно трудный. Начните работать над этим моментом заранее, и потраченные усилия окупятся отличными успехами в учёбе и общении с одноклассниками.