Начать стоит с того, что само по себе понятие «неуспевающий ученик» нельзя назвать однозначным. Профессионалы выделяют два вида неуспеваемости:

  • Глобальную. Речь идёт о случаях, когда ребёнок стабильно показывает низкие результаты по двум основным предметам: русскому языку и математике;
  • Специфическую. Проблемы с учёбой проявляются только в случае с конкретными предметами – к примеру, считает ребёнок отлично, а вот чтение и письмо ему не даются.

Причины отставания в учёбе в этих двух случаях могут быть различными, но есть один главный фактор, который обычно присутствует во всех ситуациях: низкий уровень мотивации у школьника. Также часто присутствует заторможенность в развитии познавательной сферы.

Неуспеваемость у первоклашек

Проблемы с учёбой – это всегда досадно, но особенно сильным ударом они становятся в случае, если Ваш ребёнок только-только сел за школьную парту. В этом случае, впору бить тревогу… а точнее, обращаться за помощью к психологу.

Есть три группы неуспевающих младшеклассников:

  • С низкой эффективностью учебной деятельности;
  • С низкой интенсивностью учебной деятельности;
  • С сочетанием двух вышеуказанных проблем.

Дети с низкой интенсивностью в учебной деятельности

Таких ребят очень тяжело удержать за письменным столом – они попросту «не нашли себя» в учёбе. Выяснив, что учиться не слишком-то просто, непоседы теряют всякий интерес к получению новых знаний и начинают работать не в полную силу. Главным мотивом таких детей является не сам процесс познания и приобретения новых знаний, а стремление к лидерству и признанию заслуг.

Обнаружив, что стать первым в учёбе будет достаточно сложно, ребёнок-лидер следует наиболее лёгким путём: он «забивает». Интенсивность занятий снижается до минимума, а освободившееся время и силы малыш тратит на другие сферы деятельности – например, на компьютерные игры.

И это ещё не самое худшее развитие событие: концентрация усилий на спорте, творческих занятиях или на тех же играх – это вполне социально приемлемые варианты. Между тем, дети зачастую пытаются всё-таки завоевать лидерство в своём классе, привлекая к себе внимание не успехами в учёбе, а вызывающим поведением.

Такой ребёнок стремится в школу за самоутверждением и общением со сверстниками. Развитие событий позволяет предположить, что малышу не хватает уверенности в себе и принятия себя окружающими – ему необходимо знать, что он успешный, любимый и хороший. Соответственно, исправить ситуацию можно, поддержав ребёнка: похвалой за хорошую учёбу, вниманием к его занятиям и увлечениям, совместным выполнением домашних заданий.

Дети с низкой эффективностью в учебной деятельности

В этом случае, мотивации более чем достаточно, но интеллектуального развития для эффективной работы за школьной партой ребёнку не хватает. В силу каких-то причин, непоседа отстаёт от одноклассников по развитию: не хватает опыта общения и социализации, словарного запаса, общего багажа знаний. К сожалению, такие проблемы исправляются только путём долгой работы с ребёнком, причём в этой работе должен принимать участие профессионал.

Отдельно стоит отметить, что подобное затруднение может возникать у левшей. Дети с этой особенностью имеют несколько специфичное мышление, из-за которого им проще концентрироваться на одних предметах, чем на других. В частности, левшам-первоклассникам может трудно даваться письмо. Это нужно просто преодолеть, никакой трагедии в таком развитии событий нет.

Дети с сочетанием проблем

Такие ребятишки просто не готовы к учёбе, им нужна не школьная скамья, а детская парта для дома и подготовительные занятия. Они не умеют учиться и не хотят этого делать, просто не понимают, для чего вообще нужна школа и почему на неё нужно тратить такое громадное количество сил. Эта пассивность становится настоящей проблемой и, если с ней не бороться, может перерасти в полноценную катастрофу.

Чтобы подобных трудностей не возникало, за ребёнком нужно следить с самого раннего возраста. Корни проблем неуспешных учеников скрыты в недостатке родительского внимания или в негативном эмоциональном фоне. Занимайтесь с ребёнком, обучайте его, хвалите за успехи и не слишком строго критикуйте за неудачи.

Да, критика, а порой и наказания, нужны. Но если Вы не будете переходить на крик, а станете разговором и доводами убеждать ребёнка в том, что он неправ, то добьётесь гораздо большего. Помогайте своему малышу развиваться с младенческого возраста, и проблем с учёбой попросту не возникнет.